Верстальщик. Размышления о профессии

Размышление первое.

В докомпьютерные времена книги, газеты, журналы и полиграфическая продукция верстались в строгом соответствии ГОСТам и технологическим инструкциям, обеспечивающим удобочитаемость, рациональное использование запечатываемой площади и четко определенную идеологическую направленность издания. Известно, что отклонение от ГОСТов и методичек строго каралось. Больше всего доставалось техническим и главным редакторам, корректорам, наборщикам, верстальщикам.

Каждое действие специалистов было расписано в томах технической документации. На первый взгляд такая стандартизация неизбежно должна была привести к утрате всякой индивидуальности издания. Но всё совсем не так! И мы, поколение, выросшее на советских СМИ, как никто другой, это знаем.

Из вороха развернутых газет я безошибочно могла извлечь свою “Пионерку”, знала на каких страницах “Красной звезды” можно разжиться приличными картинками и со стопроцентной точностью различала вырезки из “Правды” и “Известий”. У каждой газеты был свой, уникальный, стиль оформления.

Из одинаковых кирпичей можно создавать разные дома. Правила верстки — это те же кирпичи: бери и строй. Верстальщик, как архитектор: — человек творческий, с глубокими знаниями техники и технологии. Во времена линотипов верстальщиками были специалисты высокого класса…

А потом пришло время компьютеров. И версткой занялись люди, освоившие компьютер и соответствующие программы. Полиграфическая составляющая в подготовке газетного верстальщика перестала быть актуальной. Более того, вдруг появилась вполне осуществимая возможность «творить» без ограничений, попрать незыблемые правила, почувствовать себя революционером и, получив в арсенал возможность неограниченного видоизменения объектов и понятий, отринуть «все то старье, которому не место в новом мире»

О правилах, эстетике и рациональности уже никто не думал. Очертя голову, новоиспеченные дизайнеры бросились в океан шрифтов, фигур и градиентов. Подавляющее большинство барахтается там до сих пор.

Дальше — все стало еще хуже. Редакторам было откровение: текст можно деформировать! И творчество полетело в отрыв: пишущую братию понесло! Верстальщики освоили четвертое измерение и газеты стали «резиновыми». Гонорары взлетели до небес. Аллилуйя!

Всё, казалось бы, хорошо. Но тиражи газет почему-то перестали расти. Упала подписка. Снизились продажи. Авторитет газет пошатнулся… Сегодня многие редакторы всерьез задумались о том, как вернуть престиж печатным изданиям. Начать решили с дизайна.

Окулография. Расставим точки над i

Знаете ли вы, что такое айтрекинг? Если вкратце, это отслеживание траектории движения нашего взгляда при помощи специальных приборов и методик. Впервые такие исследования были проведены еще в XIX веке. А в 1990 году Eye­Track применили в отрасли дизайна печатных СМИ. Результаты удивили. Оказалось, что 80% читателей в первую очередь воспринимают общую картинку: композицию полосы. Дальше рассматривают фотографии. Так поступают 75% читателей. 58% читают заголовки. 30% уделяют внимание подписям, ЛИДам и врезкам. И, внимание(!), только 25% читателей начинают с текстов. Значит, как бы хорошо не сработал журналист, — дизайнер (читайте, «горе-дизайнер») в состоянии уничтожить любой текст. И, наоборот: из самого глупого лепета можно создать практически шедевр.

Как вы думаете, в чем заключается абсолютное счастье газетного верстальщика (ладно, дизайнера, если вам угодно)? Думаете, в крутом софте, дорогом оборудовании, возможности реализовать свой творческий потенциал или в признании публикой? Нет. Голубая мечта профессионального верстальщика — РЕДАКТОР, который действительно понимает все тонкости взаимоотношения формы и содержания; редактор, который «болеет» интересами своего издания, а не собственного заработка; редактор, который может предвидеть реакцию читателей и предугадать их предпочтения, оставаясь при этом в своем собственном, неповторимом стиле и уникальной концепции. Такому редактору хочется отдать «руку и сердце».

Размышление второе.

Борьба за читателя становится всё более сложной. Теперь уже мы читаем не всё подряд, а то, что нам нравится. Источников новостей много. Потыкайте пальцем в свой смартфон за завтраком и вы будете в курсе всех «горячих» новостей. Быстро, удобно, дешево. Теперь задайте себе вопрос: зачем ПОКУПАТЬ газету? Именно так и думают многие редакторы, когда анализируют динамику подписки. Как вы уже догадались, динамика отрицательная: подписка падает.
«Сайты забирают у нас аудиторию», — считают редакторы.
Газеты умирают. Так думают многие. Но не все.

Впрочем, это уже совсем другая история. И другое размышление…